Нередко мы ошибочно полагаем, что развитие речи ребенка подразумевает умение крохи говорить. Но это не совсем так. В раннем возрасте речь ребенка развивается путём накапливания запаса слов, т.е. всех слов и понятий, которым мы учим кроху, которые он запомнил, но не умеет пока произнести. Такие знания очень важны для ребёнка. Когда придёт время заговорить, у него будет, что сказать.

Как разговаривать с детьми? 

«Наши дети тем умнее, чем больше возможностей быть умными мы им предоставляем», – эти слова принадлежат Глену Доману, создавшему известную методику раннего развития. Он призывал родителей как можно больше разговаривать с детьми, снабжать их фактами и информацией из различных областей знаний. Вот пример того, как с пользой или абсолютно бесполезно можно потратить 30 секунд времени общения с ребёнком.  «Кто это?» – спрашивает малыш, увидевший собаку. На вопрос мама может ответить так: «Потом, я занята». Или так: «Это ав-ав». Или так: «Это – собака». А может и так: «Это собака породы сенбернар». Чувствуете разницу? Чем больше будем разговаривать с крохой, тем раньше и лучше ребенок начнёт говорить сам, тем большими знаниями будет обладать… 

Ближе к двум годам малыш становится почти полноценным собеседником. Не стоит забывать полезную привычку разговоров с ребенком «между делом». Ведь совсем не сложно ответить на вопрос ребёнка, занимаясь привычными домашними заботами.   Итак, станем отвечать на вопросы малышей чётко, развёрнуто и так, чтобы крохе было понятно. Это не всегда легко, особенно если ребёнок философски поинтересуется о том, откуда взялась самая первая икринка? Дети – существа удивительные, чтобы их понять, нужно и самому стать чуть-чуть ребёнком, попробовать поставить себя на место малыша, посмотреть на мир его глазами. Ребёнок чем-то схож с инопланетянином. Он каждый день открывает новые законы, которые нам, взрослым, давным-давно известны и понятны. И мы даже забыли, что когда-то и сами всего этого не знали. 

Разговариваем с ребенком на прогулке

Представьте себе двух мам. Одна мама каждый день гуляет с малышом во дворе – песочница, качели, детская площадка. Другая мама один день погуляла с крохой во дворе, при этом мастеря с ним вместе куличики и постоянно разговаривая. На другой день она прогулялась с коляской по своему району, обращая внимание малыша на проезжающие мимо машины, строящийся дом и подъёмный кран, светофоры, клумбы и всё, что окружает нас в городе.

А потом мама отправилась с крохой на прогулку в парк. А там и деревья разные, и кусты с набухшими почками, и мох на стволах, и божья коровка уже от весеннего солнышка проснулась, и дятел клювом стучит – тук-тук-тук… Как вы думаете, у какой мамы малыш вероятнее всего будет лучше развиваться? Ответ очевиден.  

Прогулка – прекрасный повод познакомить малыша с миром вокруг, пополнить его пассивный словарь новыми словами, пообщаться с ним. Годовалого кроху интересует буквально всё. И он сообщает об этом указательным жестом пальца и возгласом «Ы!» Оказывается, такой жест очень важен для развития речи крохи. Внимательно следите за малышом и называйте всё, на что он показывает. «Ы!» – говорит маленький любознайка. А мама ему: «Это кошка, мяу-мяу. А это собачка побежала, ав-ав. А это большой грузовик проехал». Таким образом кроха делает удивительное открытие: всё вокруг имеет своё название! И запоминает эти названия. А чуть позже будет учиться их произносить.

Мастер-класс: дыхательная гимнастика для развития речи у ребенка

Цель урока: Развитие дыхания и органов речи.

Для хорошего произношения слов и звуков важно не только много разговаривать с ребенком, но и тренировать его органы артикуляции и дыхания. Для этого выполняйте с малышом простые дыхательные упражнения. Их можно включить в ежедневную утреннюю зарядку.

  • «Потягуши». Исходное положение: стоя, руки вдоль туловища. На счёт 1 – руки вверх, вдох. На счёт 2 –руки опустить, выдох. Повторите это упражнение 3–5 раз.
  • «Обнимашки». Исходное положение: стоя, руки перед собой. На счёт 1 – руки в стороны, вдох. На счёт 2 – ребёнок обхватывает свои плечи руками, выдох. Повторите 3–5 раз.
  • «Хомячок». Предложите малышу изобразить хомячка, надув щёчки и пройтись так 10 шагов. После чего хлопнуть себя по щёчкам, таким образом выпустив воздух. А потом пройти ещё несколько шагов, дыша носом, как бы  вынюхивая новую еду для хомячка. Повторите несколько раз. 

Юлия Каспарова

Читайте статьи по теме: 
Развитие речи у детей: подражание и ответы на вопросы
Массаж для речевого развития
30 упражнений для развития речи

Спрятать рекламные блоки: 
НЕТ
'