Для развития речи ребенка многие мамы используют излюбленный прием всех времен и народов: «Скажи: ма-а-ма…». Ведь и вправду, уже в 8-10 месяцев ребенок начинает отчетливо повторять слова. Такая игра развивает у детей навык подражания речи родителей.

Долгое время подобные «уроки» считались едва ли не единственным источником развития речи детей до 3 лет. Но в последнее время эффективность метода «Скажи…» ставится под сомнение. Дело в том, что прямой связи между подражанием и активной речью нет. Ребенок может легко воспроизвести слово, но не станет употреблять его самостоятельно и по смыслу. Но воспроизведение речи еще  не является «словом» и общением  ребенка. И его первые слова очень не похожи по своему звучанию на слова взрослых.

И все же звукоподражание  необходимо. Дети всегда разговаривают на языке родителей, используя те же слова, звуки, но не механически, а выражая и отражая собственные действия, отношения, чувства, мысли, впечатления. Именно это и делает ребенка говорящим, а произнесенное им, превращается в речь. Потому очень важно научить ребенка не только правильно произносить слово, но и научить воспринимать мир через это слово.

Игровых приемов, активизирующих речь ребенка, множество, все зависит от вашего желания играть, общаться и фантазии.

Важно только, придумывая игры, соблюдать условия:

  • Занятия должны быть интересны для малыша, и приносить радость.
  • Недопустимо заставлять ребенка что-то делать, если он не может или не хочет.
  • Занятия по развития речи должны быть включены в собственную деятельность ребенка, слова должны опираться на его конкретные впечатления.
  • Адресоваться нужно к конкретному ребенку, даже если пред вами несколько детей.
  • Занятия должны быть очень короткими. 5-7 минут. Лучше повторять их в разное время и в разных ситуациях, чтобы они стали для детей узнаваемой и привычной деятельностью.

Вот несколько приемов для развития речи у детей 1 –3 лет

1. Совместное рассматривание предметов. Мама  вместе с ребенком наблюдают за чем-то: за дождиком в окне, за кошкой на диване. При этом мама очень выразительно описывает все, что они видят. Например: «Смотри, какая кошка, какие у нее лапки, хвостик. Потрогай мягкую серую шерстку у кисы. Кошка сидит спокойно. Давай позовем ее: «Киса-киса, иди сюда». При этом важно, чтобы дети могли проявить свою активность – выполнить простые движения, сочетая, связывая их со знакомыми и незнакомыми словами. И, конечно, любые проявления активности ребенка к предмету следует поощрять и поддерживать. Развитие речи у детей происходит постепенно, но не плавно, а скачками. Еще вчера ребенок не мог связать двух слов, а сегодня вдруг выдал целое предложение.

2. Чтение потешек, стихов. Мама или папа повторяют стишок или потешку несколько раз. Когда текст малышу хорошо знаком, взрослые делают в конце строк (чеканя рифму) паузу, побуждая ребенка этим закончить фразу. Так возникает диалог в стихах, который приносит радость малышу и родителям. Так развивается и речь, и память ребенка – так малыш начинает читать наизусть.

3. Знакомство с новым словом. Новое глагольное слово, означающее действие, вводится вместе со знакомыми словами, обозначающими предмет и ли субъект этого действия, усиливая таким образом интерес к слову, и закрепляя определенные словосочетания. Например, « Ваня кушает, а курочка клюет, и цыплята клюют... Что курочка делает? Покажи, как она клюет...» При этом рассматриваются картинки или выполняются действия с игрушками.

Материалы по теме: Вам также может быть интересно «Лучшие книги по воспитанию детей» на сайте samaya.ru

Вам также может быть интересно «Не пора ли к логопеду» на сайте samaya.ru

Вам также может быть интересно «Почему ребенок говорит неправильно» на сайте samaya.ru

Like118
'