Во время беременности вы мечтали, каким умным, успешным и талантливым вырастет ваш ребенок. Как ни странно, это ваша первая ошибка в воспитании.

Наш эксперт семейный психолог Мария Москова:

В воспитании маме очень важно сочетать ответственность за безопасность, комфорт, за создание для ребенка развивающей среды и приучение его к самостоятельности.

Если мама везде «стелет соломку» малышу, он мало чему научится, будет зависимым от маминого мнения и не сможет сам справляться с трудностями.

Важно давать ребенку почувствовать последствия своих поступков. Только делать это надо в соответствии с его возрастом, чтобы приобретение полезного опыта было для него безопасным.

В ограниченных вами местах давайте малышу достаточно свободы для самостоятельных решений. Например, скажите ему: «Время собираться спать. Ты можешь решить, что делать сначала - чистить зубы или переодеваться в пижаму. Также можешь выбрать сказку или кто тебя будет укладывать сегодня».

Для того, что ребенок слушался, его нужно чаще хвалить за те качества, которые вы хотите в нем воспитать. При этом ваша похвала должна быть максимально конкретной. Например, говорите «Какой здорово ты строишь замки» или «Ты это хорошо придумал» или «Как ты мне помог!», а не просто «Ты хороший  мальчик». Ребенок должен видеть, какое именно поведение вызывает у вас положительную реакцию.

Конечно, вы не сомневаетесь, что ваш ребенок будет замечательной личностью. Но ошибочно считать, будто вы можете наделить его всеми качествами, которые вам нравятся. Сколько сил тратят мамы (бабушки, дедушки), пытаясь развить у детей таланты музыканта, художника, спортсмена, математика... И забывают о том, что каждый ребенок от рождения уже наделен определенными чертами, способностями, темпераментом. Ваша задача - увидеть его индивидуальность и помочь развить то, что заложено природой.

Ребенок не слушается, что делать?

С вашей помощью ребенок постепенно учится совершать простые бытовые действия. Вы без конца повторяете ему, почему нужно мыть руки, здороваться со старшими, убирать игрушки. И как же вам хочется, чтобы малыш слушался! А он – ну никак. Остановитесь! Сейчас есть опасность сформировать у ребенка неприязнь к вашим объяснениям. Вы говорите ему: «Поздоровайся с тетей, ты же хочешь быть воспитанным мальчиком?» Но непоседе невдомек, что значит быть воспитанным. Ему безразлична чужая тетя, более того - непонятно, почему ради нее нужно оторваться от увлекательной игры.  

Коротко сформулируйте свои требования. Например: «Поздоровайся с тетей!», «Помой ручки!» Не слышит? Придется сказать своей знакомой, что «в следующий раз он непременно поздоровается». И вот эти слова он услышит! Потому что в них звучит вера в него. Не идет мыть ручки? Присядьте, загляните в глаза, скажите спокойно: «Ручки надо мыть обязательно!» – и отнесите капризулю его в ванную. По дороге можно сочинить стишок – любую абракадабру: «Ручки будем мыть всегда, для того у нас вода».

Обещания ребенка

Ваш ребенок уже многое умеет. Теперь с ним можно еще и договариваться. «Еще два раза съедешь с горки – и мы идем домой! Ладно?» или «Я возьму тебя в парикмахерскую, но ты будешь сидеть тихо. Обещаешь?» И малыш обещает. Но потом вы искренне негодуете, когда он в десятый раз лезет на горку, а поход в парикмахерскую и вовсе оборачивается скандалом. Не надо злиться на ребенка! Дело вовсе не в том, что он обманщик. Просто вы допустили ошибку в оценке его намерений. Вам казалось, что, обещая, кроха понимает – слово нужно держать. Но у малыша еще нет чувства ответственности. А есть лишь отчетливое сиюминутное желание – всласть накататься или не разлучаться с мамой. И если для того, чтобы оно исполнилось, нужно сказать маме то, что она хочет услышать – он скажет!

Не требуйте от ребенка обещаний, не планируйте ничего, полагаясь на них. Сегодня вся полнота ответственности за поступки крохи лежит на вас. Предлагая ему тот или иной вариант поведения, реально представляйте возможности ребенка. Не браните, если он не выполнил обещанного. Лучше скажите: «Я огорчена, что ты не сдержал слово. Надеюсь, потом ты будешь выполнять обещания».

Активное слушание ребенка

Вы очень хотите, чтобы ребенок рос сильным, умел себя защищать. И в каждой «критической» ситуации добиваетесь, чтобы он вел себя именно так. Поэтому говорите крохе, который расшиб коленку и горько плачет: «Ничего страшного, не надо реветь!» Думаете, эти слова сделают его неуязвимым? Нет, они противоречат телесному и эмоциональному опыту, который сейчас переживает ребенок. Он испытывает боль, и его чувствами завладел страх – а что, если эта боль никогда не пройдет? А ваши слова означают лишь одно: даже мама, близкая и родная, его не понимает. И значит, не поможет!  

При телесных и эмоциональных переживаниях малыша посочувствуйте ему: «Тебе очень больно. И страшно, что боль не пройдет. Ну как тут не заплакать. Мне тебя очень жалко!». Узнав, что с его чувствами «все правильно», ребенок поверит вам, что боль – это ненадолго. И в следующий раз у него не будет необходимости рыдать, чтобы убедить вас – ему грозит опасность.

Критика и поощрение ребенка

Существует масса вещей, которые ребенок не освоит без вашей помощи. Например, не научится завязывать шнурки, читать, считать... Вы показываете (объясняете) один раз, другой, пятый... А у него не получается. Тогда в ход идет приказ: «Мозгами шевели!» Или классическое: «Все уже научились, один ты...» Знакомо?

Не критикуйте ребенка! Помните, что право на ошибку имеет каждый. И не подгоняйте, у него свой ритм развития. Нельзя и сравнивать ребенка  с другими детьми – ничего, кроме стыда, обиды и неуверенности в себе он из этого не вынесет. Если у него  что-то не получается, лучше подбодрите, утешьте. При этом важно подчеркнуть, какие старания малыша вы высоко оцениваете, но не делать что-то за него. Решение сложных задач учит ребенка полагаться на свою настойчивость. Так он приобретает личную мотивацию к учебе. И дальше будет учиться с удовольствием - для себя, а не для мамы.

Материалы по теме: Вам также может быть интересно «Лучшие книги по воспитанию детей» на сайте samaya.ru

Вам также может быть интересно «Как правильно воспитать мальчика» на сайте samaya.ru

Вам также может быть интересно «Нервный ребенок» на сайте samaya.ru

Like68

Комментарии

vspishka

Самая главная ошибка всегда в родителях, нужно оценивать сове поведение, менять себя. Это сложно, но при желании можно все.