
Двух – трехлетние дети хотят все делать самостоятельно, без помощи чересчур заботливой мамы. В этот период у ребенка начинает активно развиваться пространственное, логическое мышление. Малыш начинает играть самостоятельно, попутно изучая окружающий мир и делая свои первые причинно – следственные выводы о его устройстве.
Развитие пространственного мышления
В три года ребенок продолжает играть в простые конструкторы.
Совет: К двум годам восприятие ребенка уже в значительной степени сформировано, а значит пришло время бросить все силы и энергию на интеллект.
Предложите ему фигурную пирамидку. Весь секрет заключается в том, что обычные кольца в ней заменены на строительные блоки, правильно собрав которые можно получить забавную фигуру, например, животного. Задача не простая, но ребенок тоже уже не младенец. Не лишайте кроху возможности попробовать сделать все самому, для него это очень важно. Для этого дайте ему пирамидку в собранном виде, и, если вы решите поучаствовать в ее сборке, то предлагайте помощь не навязчиво, а еще лучше давайте словесные подсказки. И скоро пирамидка будет готова.
Подобная игрушка тренирует мыслительные операции анализа и синтеза, и дает широкие пространственные представления.
Развитие логического мышления
Смысл этой игры – найти лишний предмет из предложенных и пояснить почему. Приготовьте картинки с нарисованными предметами и животными, их можно даже вырезать из журналов. Так же подойдут кубики с картинками или мелкие игрушечные предметы. Для начала можно ограничиться несколькими категориями: «животные», «продукты», «люди». Предлагайте группу картинок (или игрушек), где три предмета будут из одной категории, а один лишний. Например: капуста, морковка, хлеб и заяц. Спросите ребенка, что тут лишнее. Сначала вам, возможно, придется потренироваться, объяснять ему правильный ответ. Но постепенно, ребенок научится сам выделять существенные признаки и объединять их в группу. Тоже, очень важная особенность мышления. К тому же, можете не сомневаться, игра «в лишнее» рискует стать любимой на долгое время!
Развитие мелкой моторики
А вот и шнуровки пригодились. Теперь ребенок уже во всю пробует работать двумя ручками сообща, и у него это отлично выходит. Да, и мелкая моторика уже довольно – таки развита. Предложите прошнуровать специальные для этого игрушки или предоставьте вариант «хэнд мейд», сделав в плотной ткани или картоне отверстия. Ребенок будет заглядывать «по ту сторону», ожидать появление кончика шнурка, пробовать разные способы и рисунки шнуровки. Это очень увлекательно и полезно, так как учит ребенка действовать, не только опираясь на зрение, а переводит действие в план представлений. Ребенок начинает думать совсем как большой!
Урок «Бусы для мамы»
- Цели: научиться сравнивать, выполнять задание по образцу, развитие мелкой моторики
- Задача: собрать бусы в строгой последовательности.
- Материал: шнурок, различные по форме, цвету и размеру бусины (можно купить готовые наборы в форме овощей, фруктов и животных).
- Приглашаем ребенка посмотреть на удивительные бусы, которые мама собрала (малыш должен видеть готовый результат). Достаточно 5-7 бусин, потом их число увеличивается до 8-10.
- Предложите ребенку собрать точь-в-точь такие же, с помощью шнурка и заготовленных необходимых бусин. Когда ребенок будет хорошо справляться с заданием, можно подкладывать «лишние» бусины или и вовсе дать малышу выбирать материл из большой коробки.
- Если ребенок заинтересован работой, то дайте возможность закончить ее самостоятельно. Хвалите и подбадривайте малыша за каждую одетую верно бусинку.
- Если у ребенка не получается, предложите помощь, наденьте вместе 2-3 бусины. Обращайте внимание карапуза на образец.
- Работа закончена? Примерьте бусы, покажите свой восторг и благодарность и продемонстрируйте свой драгоценный подарок домашним. Крохе будет приятно и у него создастся положительный мотив подобной деятельности.