Ребенок с развитой мелкой моторикой быстрее и четче начинает говорить, легче усваивает новую информацию. Для развития этого навыка предлагайте ему разные игрушки. Только не забывайте, что основным критерием при их выборе должна быть безопасность. Не давайте ребенку игрушки с мелкими деталями, чтобы он не мог их проглотить. Деревянная игрушка должна быть хорошо отшлифована, иначе ребенок получит занозу. Если же она сделана из пластика, проверьте, нет ли у нее острых краев. А перед тем как дать крохе любую из них, обязательно помойте ее с мылом. Ведь тактильное восприятие у него неотделимо от вкусового. И потому любой предмет, попадающий ему в руки, очень скоро оказывается во рту.

Знакомясь с предметами в первый год жизни, ребенок обязательно пробует их на ощупь. Хотите помочь ребенку познавать мир? Развивайте у него тактильные ощущения. 

  1.  Разглядывание. Ребенок тренирует зрительную память: он находит и узнает предмет с разного расстояния и положения.
  2.  Прикосновение. В первые месяцы ребенок делает это неосознанно, а позже – целенаправленно. Он уже начинает прослеживать взаимосвязь между движением своей руки и прикосновением к предмету.
  3.  Хватательные движения. Ребенок учится контролировать предплечья и кисти рук. Хватая предметы, он сопоставляет наблюдения с тактильными ощущениями.
  4.  Складывание. Ребенок начинает сознательно пользоваться предметами. Он хорошо координирует работу глаз и рук.

Развитие ловкости рук у ребенка

Ребенок все время пытается взять игрушку, но руки пока такие непослушные! Помогите им стать умелыми.

  • Аккуратно разминайте кисть руки по направлению от мизинца к большому пальчику. При этом особое внимание уделяйте крайним фалангам, легко постукивая по их подушечкам.
  • Положите возле ребенка предмет с шершавой поверхностью, например, жесткое махровое полотенце: ребенку полезно двигать по нему ладошкой.
  • Провоцируйте ребенка удерживать предмет. Вложите игрушку ему в руку, помогите сомкнуть пальцы, а потом попробуйте забрать. Достаточно ощутить легкое сопротивление крохи.

От простого к сложному

Возраст ребенка от 0 до 3 месяцев: преодолеваем гипертонус

Гипертонус мышц-сгибателей не позволяет ребенку активно шевелить руками. Они прижаты к телу, пальцы сжаты в кулачки. Правда, хватательный рефлекс срабатывает мгновенно: проведите по ладошке игрушкой – и малыш тут же схватит ее. Трехмесячный ребенок уже делает руками первые неловкие движения, а когда случайно натыкается на предмет, радуется.

Купите малышу мягкие на ощупь игрушки и прикрепите их к кроватке липучками или прищепками. Они будут вызывать у ребенка желание тянуться к ним, потрогать, рассмотреть.

Возраст ребенка от 4 до 6 месяцев: действуем ладошками

У ребенка исчезает мышечное напряжение. Наконец-то можно свободно шевелить руками! С каждым днем простые движения становятся все увереннее. Малыш исследует предметы в основном ладошкой: складывает ее «ковшиком» или расправляет. Он также учится перекладывать предмет из руки в руку, но пальцы пока ему мало помогают.

В этом возрасте актуальны мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками или с шуршащими и звенящими элементами. Они стимулируют движения пальцев. Можно сшить мешочки из ткани, разной по фактуре и цвету, наполнить их мятой бумагой или крупой и повесить так, чтобы малыш без труда мог до них дотянуться. Прикасаясь к ним, он будет открывать для себя столько новых ощущений! Резиновая игрушка с бугристой поверхностью – тоже неплохой вариант. Когда ребенок ее сжимает, у него укрепляются кисти и пальцы.

Возраст ребенка от 7 до 9 месяцев: тренируем захват

Малыш начинает противопоставлять большой палец остальным четырем. Сейчас формируются захваты: пинцетный (двумя пальцами) и щипковый (тремя). Дайте ребенку дольку яблока или сухарик. Ему будет интересно съесть что-то без вашей помощи. Малыш учится также согласовывать работу правой и левой руки. Он уверенно хватает предмет двумя руками.

Сейчас пользу принесут игрушки с мелкими деталями, плотно прикрепленными к основе. Ребенок будет их отделять и пристраивать обратно. Дайте ему пирамидки, конструкторы с элементами разного размера. Их сборка станет его любимым занятием. В это время оттачивается координация движений.

Возраст ребенка от 10 до 12 месяцев: умеем почти все

Нет такого движения, которое давалось бы ребенку с трудом. Попросите его показать вам игру «сорока-ворона». Вы удивитесь, как мастерски у него это получится!

Подарите малышу столовые приборы. Пусть он сначала научится есть ложкой, а после 1 года можно доверить ему и вилку. Купите пластилин, карандаши, краски, листы ватмана, которые надолго увлекут ребенка. Не меньше его обрадуют пазлы, сортеры.

Игры на развитие мелкой моторики

  • Волшебная коробка. Сделайте в большой коробке отверстия разной формы: круг, треугольник, квадрат. Ребенок с удовольствием станет подбирать игрушки и класть их в нужное «окошко».
  • Где игрушка? Покажите ребенку игрушку, потом спрячьте ее и начинайте вместе искать. Обнаружив «пропажу», он поймет, что предмет, исчезнув из поля зрения, не перестает существовать. Игрушку можно закрыть несколькими листками бумаги, чтобы ребенок потрудился пальцами, освобождая ее.
  • «Сорока-ворона». Рассказывая ребенку присказку о вороне и ее детях, загибайте по очереди его пальчики и говорите название каждого из них.

Материалы по теме: Вам также может быть интересно «Лучшие книги по воспитанию детей» на сайте samaya.ru

42%
Вверх-9down
58%