
Одна из важнейших потребностей человека – общение с другими людьми. И от того, как именно вы будете общаться с ребенком с самого рождения, во многом зависит его развитие.
1 год жизни ребенка специалисты называют периодом эмоционального общения. Так постарайтесь же сделать так, чтобы эмоции и у ребенка и у вас были всегда положительными.
Почему ребенок плачет?
- Ребенок плачет: колики. Новорожденный проходит через период адаптации к новому миру. И главное, что ему сейчас нужно – это ощущение безопасности. Мама, которая сразу же отзывается на крик ребенка, как бы говорит ему: «Я с тобой, ничего не бойся». Она же становится главным источником информации: общаясь с новорожденным, ухаживая за ним, мама расширяет диапазон его впечатлений. А это, в свою очередь, стимулирует развитие мозга ребенка.
- Если вам никак не удается успокоить ребенка, проверьте последовательно: сух ли его подгузник, нет ли складок на одежде, не испугало ли что-то его (резкий звук, вспышка света и т.п.). Если ребенок плачет и при этом сучит ножками, прижимает их к животу – возможно, его беспокоят колики. И как только причина будет найдена и устранена – ребенок успокоится.
- Ребенок плачет: тип нервной системы. Правда, бывают особо чувствительные дети, которые плачут подолгу и часто. Такому малышу плач помогает сбросить излишнее напряжение или возбуждение. В этом случае вам не за что себя винить: просто у вашего ребенка такой тип нервной системы. Важно, чтобы вы сами при этом не нервничали - ведь ваши эмоции легко передаются малышу. Создайте спокойную, умиротворяющую обстановку, относитесь к ребёнку с терпением и пониманием. Таких детей нельзя перегружать ни физически, ни эмоционально. Перемены, неожиданности, сюрпризы (даже приятные) – тоже не для вашего крохи. Зато стабильность, порядок, уют помогут ему придти в норму.
- Ребенок плачет: хочет общаться. Захныкал малыш – можно чуть-чуть подождать: не исключено, что он успокоится сам. Но если кроха продолжает плакать – берите его на ручки. Если плач (а фактически, зов ребенка) длительно игнорировать, он может понять это по-своему – что вы игнорируете его самого. А это уже чревато потерей доверия к родителям, которые, в свою очередь, олицетворяют для ребенка целый мир.
Во что поиграть с грудным ребенком
Песенки-потешки. Примерно в 2,5 года ребенок при виде взрослого оживляется, отвечает улыбкой на улыбку и даже пробует «разговаривать»: «воркует», хнычет, «гулит» – это называется "комплексом оживления" – признак, что ребенок развивается правильно.
Приходит время для забавных игр и потешек. Сначала ребенок будет только смотреть и слушать, а потом сам начнет принимать в них участие.
Посадите ребенка на колени и декламируйте: «По кочкам, по кочкам…» или «Идёт коза рогатая». Недаром эти забавы живут веками - незамысловатые игры приводят в восторг ребенка, а заодно учат его активно общаться.
Разучивает жесты. Не менее важно, чтобы вы понимали друг друга. Тут на помощь приходят жесты. Ребенок быстро запоминает их, а со временем научится повторять. «Иди ко мне», «Сядем за стол», «Это делать нельзя!», «Пока-пока!» - вы можете придумать целый арсенал собственных жестов и «разговаривать» с малышом на этом языке. Самое приятное, что ребенок сможет вам отвечать. А чтобы он быстрее им научился, всякий раз, называя какой-то предмет или действие, одновременно показывайте жест-знак, его обозначающий.
Ребенку 7 месяцев: боится незнакомых людей
Поначалу ребенок радуется любому взрослому и готов общаться со всеми. Но примерно в семь месяцев картина меняется. Он начинает различать своих и чужих, и даже родную бабушку воспринимает как постороннего человека, если видит ее редко.
Такая настороженность – знак того, что ребенок развивается правильно. Он начинает осознавать себя как отдельное, самостоятельное существо. В это время вы должны проявлять особенную чуткость, прислушиваться к желаниям ребенка. Он только настраивается на «волну» других людей и пытается разобраться, кто достоин его доверия, а кто – не очень.
Возраст |
Что умеет ребенок |
Ребенку 0 - 2,5-3 мес. |
Реагирует на знакомый голос, затихает или, наоборот, усилено двигает ручками, ножками Отвечает улыбкой на улыбку Выражает свои эмоции криком или плачем |
Ребенку 3 - 5,5-6 мес. |
Привлекает внимание «хныканьем», «воркованьем». Рассматривает своё отражение в зеркале Смеётся в ответ на забавную рожицу Радуется, узнавая близкого человека |
Ребенку 6 - 9-10 мес. |
Различает интонации Отыскивает взглядом человека, которого называют Пугается незнакомых людей Выражает любовь и привязанность к близким. |
Ребенку 10 - 12 мес. |
Радуется похвале и повторяет действия, за которые его хвалят. Понимает запреты. Выражает своё несогласие Понимает простые просьбы. |
Занятие: "Достань игрушку"
Цель урока: научить ребенка общаться и ориентироваться в пространстве, улучшить координацию движений
Задача: найти игрушку и поиграть
- Положите ребенка на живот и положите недалеко яркую игрушку. Поставьте свои руки так, чтобы ребенок мог упираться в них ножками.
- Сначала кроха будет просто рассматривать игрушку, а потом, отталкиваясь ножками от ваших рук, потянется за ней. Помогите ему, а потом похвалите.
- Со временем, ориентируясь на успехи ребенка, усложняйте задания. Например, поставьте игрушку недалеко от крохи и накройте её платочком. Спросите у малыша: «Где наша кукла? Спряталась… Давай ее найдём!». Побуждайте ребёнка показывать вам, куда спряталась игрушка, искать её и вытаскивать из-под платка. Поначалу не прикрывайте всю игрушку - оставьте открытой какую-нибудь ее часть. Так ребёнку будет понятнее и проще её отыскать. А когда он научится это делать – прячьте игрушку полностью.
- Когда малыш доберётся до игрушки, поиграйте с ней. Пусть он покажет, например, как ходит кукла, как с ней можно «поговорить».
Материалы по теме: Вам также может быть интересно «Лучшие книги по воспитанию детей» на сайте samaya.ru
Вам также может быть интересно «Чем занять ребенка на даче» на сайте samaya.ru