02.10.13

Как приучать малышей к сов-местным играм? Как реагировать на сомнительное поведение чужих детей? Наконец, как воспринимать поведение некоторых взрослых людей, которые пытаются вмешаться в «дела песочницы» неожиданным и порой неадекватным образом?

Побеседуем сегодня о первых детских конфликтах и о том, как нам, родителям, на них реагировать.

Кстати, тему песочницы мы выбрали не случайно. Именно в её пределах карапуз впервые сталкивается с посторонним мнением, желанием и поведением, отличающимся от его собственного. И прежде чем перейти к разбору возможных конфликтов, давайте подумаем над причинами их возникновения. В дальнейшем это поможет нам видеть проблемы под разными углами, а значит, эффективнее помогать малышу адаптироваться среди сверстников.

Самый лучший на свете

Кто? Конечно, ваш карапуз. Равно как и любой другой малыш для своих родителей. А теперь подумайте, можно ли избежать конфликта там, где сходятся сплошные совершенства… Кроме этого, каждый товарищ по песочнице воспитывается в семье, взгляды и климат которой, скорее всего, будут отличаться от ваших. По крайней мере частично.

Наконец, нельзя упускать из виду личность родителей, которые гуляют со своими малышами на площадке. Мамы чужих ребятишек отличаются сложившимся характером, привычками и взглядами на жизнь. Добавьте к этому уровень образования и культуры, который может сильно отличаться от вашего в силу житейских обстоятельств. Кстати, эта особенность заслуживает дополнительного внимания, ведь иногда она оказывается решающей в «песочных» конфликтах. Малыши, воспитываемые своими мамами, к подобным реакциям привыкли, и для них является совершенно естественным, если их мама, к примеру, начинает ругать других детей или, наоборот, придерживается политики невмешательства.

Соответственно, когда мы говорим о поведении и играх в песочнице, важно принимать во внимание, что количество людей, лепящих куличики, увеличивается в два раза.

То есть вместо каждого ребёнка, реально в песочнице играют тандемы «мама – малыш». А это целый мир со своими законами и порядками, с которым необходимо уживаться плечо к плечу.

Теперь, когда мы разобрались с законами, влияющими на климат в песочнице, можно приступать к детским взаимоотношениям в её пределах.

Давайте жить дружно!

Чтобы помочь малышу комфортно чувствовать себя внутри песчаных бортиков, нам, родителям, необходимо определиться со своей позицией. И тут молодые папы и мамы выказывают полное единодушие, разделённое на два. Одни придерживаются принципа невмешательства и считают, что ребёнок должен учиться сам отстаивать свои права. Другие, напротив, во всём стараются опередить малыша и «разрулить» первые конфликты в его пользу или без его участия.

«Да что они ещё понимают!» – говорят одни родители. «Если сейчас не научиться стоять за себя, то вырастет размазнёй!» – вторят другие.

В итоге песочница трещит по швам от страстей, а малыши, наблюдая столь различающееся поведение взрослых, недоумевают. Так где же истина?

Большинство специалистов считают описанное поведение крайностью, которая может не только перебить интерес к коллективным играм, но и травмировать впечатлительного малыша. На самом деле частично правы обе стороны. Однако не стоит забывать, что ребёнок слишком мал для принятия самостоятельных решений. Особенно если, к примеру, у ребёнка впервые отняли совок.

Когда нет навыков социального общения, ни о каком «самостоятельно разобраться» не может быть и речи. И тем более очень странно ждать «правильного» поведения от малыша, для которого ещё не было ни примеров, ни норм.

Когда же мы выступаем главными дипломатами от имени своего чада, то, действительно, мы не даём прийти опыту в его жизнь. Ни положительному, ни отрицательному, что рискует привести к безынициативности и робости в дальнейшем.

Выход 1: добрые советы

На практике мы можем наблюдать: как кто-то у нашего ребёнка отнял игрушку, как наш ребёнок отнял у кого-то игрушку, как кто-то не дал игрушку нашему ребёнку или как наш ребёнок отказался поделиться с другим ребёнком своей игрушкой. Стратегически верная позиция для родителей – это разумный контроль с достаточной свободой действий, предоставленной малышу. Уровень этой свободы, конечно, исходит из возраста и опыта карапуза. Чем меньше кроха, тем активнее должна быть родительская поддержка. Однако заключаться она должна в первую очередь в доступном объяснении ситуации, в добрых советах и предложениях: «Котёнок, это общая песочница, тут все детки играют вместе. Не надо толкаться и отнимать чужие игрушки», «Если ты хочешь чужую игрушку, надо спросить разрешения, а то малышу будет обидно, так же, как тебе», «Может быть, ты разрешишь малышу посмотреть твои формочки, он обязательно их отдаст», «Малыш не хотел тебя обидеть, может быть, он не умеет ещё просить разрешения. Не волнуйся, он посмотрит твою игрушку и вернёт».

Выход 2: решаем проблему

Когда несправедливость свершилась и один из малышей плачет – ваш или чужой, – опять-таки необходимо максимально проявить выдержку и дипломатический талант.

Не забывайте, что своим поведением мы не только и не столько воспитываем, сколько показываем ежеминутный пример поведения в обществе, который запомнится ребёнком на всю жизнь как эталон.

Также, когда произошёл конфликт, наша цель не должна сводиться к демонстрации перед чужими мамами собственной правоты и несостоятельности их воспитания.

Фразы типа: «Ну и не водись с этим мальчиком», «Видишь, как плохо он делает, ты не такой, ты у меня воспитаный!», «Пойдём, я куплю тебе мячик ещё лучше, раз она такая плакса, пусть одна и играет», – не добавляют ребёнку дружелюбия и положительного опыта в решении первых конфликтов. Так вы лишь нагнетаете конфликтную обстановку.

Самый верный выход из сложившихся обстоятельств – показать конструктивные пути решения проблемы: «Давай успокоим малыша вместе, ему же обидно!», «Не расстраивайся, мальчик не специально тебя задел, он будет теперь осторожнее. Пойдём играть!», «Ты сделал девочке больно, давай попробуем помириться, попросить прощения и играть вместе. Вы же – друзья!»

Советы маме

Не забывайте, что какие бы конфликты не разворачивались в песочнице, самый «злостный» обидчик – такой же ребёнок, как и ваш. А значит, на нём отыгрываться совершенно не гуманно. Возможно, причина кроется в «плохом» воспитании, а возможно, сложившаяся ситуация является случайным совпадением обстоятельств.

Не стоит делать поспешные выводы и строго «судить» обидчика. Бывает так, что в «песочной» компании разыгрывается нешуточный скандал по причине невыдержанности и невоспитанности взрослых. Крики, обиды, угрозы – всякое бывает. Не забывайте о святом праве родителей не только воспитывать, но и защищать своего ребёнка. Не поддерживайте унижения, оскорбления и хамства в адрес своей семьи, не отвечайте собственным негативом – это не решит конфликт. Самое разумное – ответить «горячей» особо строго и односложно, после чего смените место игры, добродушно отвлекая малыша.

Будьте искренни в чувствах, мудры в действиях и дружелюбны с окружающими, тогда малышу ничего не останется, как взять с вас этот пример!

Удачи вам и крепкой дружбы!

'

Комментарии

vspishka

Дети очень любят песочницы! Готовы в нее окунуться, если б мамы разрешалиsmiley