alexandra_kie, фото: Я познаю мир
Опубликовано в журнале “Мама, это я!” №5/2011
15.09.13

Представление о мире у ребёнка формируется в режиме non-stop. Поэтому новые источники информации пойдут ему на пользу.

Грудничок считает своей Вселенной маму. Поначалу ему достаточно того, что она обеспечивает ему комфортные условия. До тех пор, пока на горизонте не появится что-то ещё. Непонятное, но занятное явление хочется познать. С одинаковым любопытством кроха поворачивается на звук и всматривается в игрушки, прикасается к стенкам кроватки и пробует на вкус край полотенца. Он настойчив в своих экспериментах. Для того чтобы такое стремление познавать сохранилось на всю жизнь, родителям следует всячески его поощрять и подпитывать.

Удивительный мир

Мы, взрослые, уже давно привыкли, что можно голос близкого человека услышать на расстоянии и одним движением пальца управлять бытовой техникой. Появление цветов из-под снега мы вообще воспринимаем как нечто само собой разумеющееся. А ведь это чудо! И малыш искренне удивляется, радуется тому, что сумел это заметить, и, конечно же, желает разобраться что к чему.

Разумеется, ему нужен соратник в столь увлекательном деле. Ребёнок ощущает потребность разделить с кем-то свои эмоции. Ему достаточно услышать от мамы или папы что-то вроде «здорово!», «вот это да!», чтобы получить толчок к осмыслению увиденного. Вместо этого многих детей останавливают, ругают и даже запрещают самостоятельно искать ответы на вопросы. Постарайтесь взглянуть на мир глазами ребёнка. Учитесь у него видеть во всём только хорошее. Тогда вы поймёте, как много для него значит шаловливое сбрасывание игрушек со стола.

На первый взгляд кажется, нет ничего страшного в том, что у карапуза отобрали, скажем, пульт от телевизора. Поплачет и успокоится. Но так ли это? Если кроха просто схватил то, что попалось под руку, его действительно легко переключить на другой предмет. Но если малыш в течение длительного времени вёл охоту за вожделенным пультом, прилагал усилия, чтобы до него добраться, то отнять добычу – значит лишить его желания самостоятельно добиваться цели, стратегически мыслить. Увы, но в более старшем возрасте трудно вернуть утраченный навык. Поэтому не стоит «тормозить» его с самого начала!

Смогу ли я?

Ребёнок не сомневается в своих способностях, для него нет ничего невозможного. А если что-то не выходит, он не прощается с мечтой навсегда. Его небольшой опыт подсказывает ему, что нужно потренироваться или выждать какое-то время. Карапуз прекрасно помнит, как не мог добраться до ящика с игрушками и мама ему помогла. Прошло каких-то пару месяцев – и вот он сам доползает до нужного места. Да, с трудом. Но от этого победа ещё ценнее!

Когда мама из лучших побуждений «облегчает» крохе жизнь (подаёт игрушку, переносит туда, куда ребёнок стремится добраться) или ругает за проявленное любопытство, он теряет инициативу и веру в себя. Зачем трудиться, если другие помогут! Поэтому будьте начеку.

 

Маленький почемучка

Пытливый ум малыша не скован условностями («ложкой едят суп», «на табурете сидят» и т.д.). Поэтому использует столовые приборы в качестве палочек для барабана (вместо него кастрюля), а кухонная мебель превращается то в тележку, то в панцирь черепахи. Но наблюдая за родителями, кроха рано или поздно понимает, что каждый предмет придуман с конкретной целью. И чтобы узнать его предназначение, карапуз вопрошает: «Почему?»

Период почемучек наступает в 2-3 года, когда ребёнок осознает пробелы в своих знаниях. Ему кажется, что мама и папа – настоящие волшебники, раз им столько всего известно. Что ни спросишь – услышишь увлекательное объяснение. Не беда, что сразу не всё укладывается в голове.

Только не отмахивайтесь от вопросов малыша. Фразы: «Подрастёшь – узнаешь», «Откуда я знаю?», «У папы спроси» – под запретом! Нет времени ответить? Так и скажите, но обязательно утолите любопытство крохи позднее.

Пища для ума

Бывает, малыш требует от вас ответа на какой-то банальный вопрос. Или спрашивает как бы автоматически. Скорее всего, он перепроверяет данные, сверяет со своими. В этом случае не помешает перенаправить вопрос: «А ты как думаешь?» Это может застать врасплох малыша. Он растерялся? Предложите вместе поискать ответ.

Кроха фонтанирует различными идеями? Не критикуйте его! Все они имеют право на существование. Но одни – реальны, другие – из области фантастики. Попробуйте поразмышлять над этим. И непременно похвалите ребёнка за умение нестандартно мыслить.

Багаж знаний

Сказки – отличный тренажёр любознательности. С их помощью можно объяснить ребёнку то, что ему непонятно, познакомить с другими странами, науками. Поэтому читайте как можно больше!

Однако открывать книгу стоит, лишь когда карапуз действительно настроен слушать вас. Прекращайте чтение, едва он начнёт вертеться.

Вообще, любые объяснения, задания должны быть краткими. Подробности сообщайте только тогда, когда ребёнок вас об этом просит.

И последний, но очень существенный момент: не экзаменуйте кроху по каждому поводу. Пока он собирает и упорядочивает знания. Потом научится их применять. Позже – делиться ими.

Совет

Если действия ребёнка не представляют для него опасности, не останавливайте его. Интерес угаснет сам по себе, когда он докопается до истины. Иначе он снова попытается вникнуть в суть, но уже украдкой, когда вы не сможете вмешаться.

 

44%
Вверх-2down
56%

Комментарии

Лена43

Да, да, а мы все пытаемся остерегать своих детей, а нужно наоборот, чтобы они учились понимать опасности сами из собственного опыта (в разумном отношении).