Для крохи окружающий мир – огромная абстракция, целиком она не несёт никакой информации. Ребёнок начинает познавать её благодаря конкретным предметам, которые находятся в пределах его досягаемости. Сначала он их рассматривает, потом ощупывает и только после этого исследует на вкус.

С возрастом меняется не только способ восприятия, но и отношение к объектам исследования. Десятимесячный непоседа просто стучит игрушкой об пол. Годовалый малыш уже хочет узнать о свойcтвах вещей, и ему интересно их сопоставлять.

Простая геометрия

Ещё до года кроха различает все цвета радуги, но пока не понимает, что цвет – одно из свойств предмета. К двум годам малыш точно знает 3–4 цвета. Пришло время изучить новую характеристику предметов – форму. На практике ребёнок понял: шарик отлично «бегает», а из кубиков получается красивая башенка. Вам нужно развить эту мысль, показать, чем именно отличаются предметы. Для этого пригодится сортер. Хорошо, если кроме основных форм в нём будут ромб, шестиугольник, эллипс. Когда маленький исследователь складывает игрушки в ящик, комментируйте его действия: «Ты взял кубик (шарик, пирамидку)». Затем измените игру: говорите, какую фигуру нужно положить в коробку.

Чтобы развивать образное мышление, покажите малышу сходство между фигурой и предметом. Например, нарисуйте круг, а в нём глазки, носик, ротик, ушки – и он превратится в смешную мордашку.

Больше и меньше

  • Годовалый ребёнок без проблем решит задачку на определение размеров предмета. Дайте ему коробочки, стаканчики и различные деревянные (или пластиковые) фигурки. В какую ёмкость они поместятся?
  • Предоставьте крохе возможность самостоятельно понять, почему кубик легко «ныряет» в большую коробочку и никак не входит в маленькую.
  • Загадайте загадку посложнее. Сам малыш большой или маленький? Сможет ли он поместиться в ведёрке? А в сумке? Учтите: юный исследователь захочет это проверить, для чего попытается залезть и в корзину для белья или в щель между мебелью. l Дайте карапузу кастрюльку и ковшик и попросите помочь в приготовлении супа. Пусть он поместит в кастрюлю все ингредиенты. Получилось? А в ковшик?
  • Увлечение кулинарией может смениться страстью к музыке. Кастрюлька с крышкой – это же отличный (а главное, громкий) инструмент!

Хитрая комбинация

После полутора лет малыш свободно манипулирует названиями нескольких цветов и форм. Похоже, он готов к новому этапу: выделять предметы по нескольким характеристикам. Обойдитесь без теории, объясните всё на практике. Возьмите разноцветные геометрические фигуры, и пусть малыш рассортирует их по цвету. Сначала он будет путаться. Помогайте ему, подсказывайте, направляйте. Потом повторите игру. Когда он выполнит задание без ошибки, давайте следующее: разложить предметы по форме.

С закрытыми глазами

Двухлетний умничка стремится решать сложные задачи. Он в восторге от заданий на смекалку! Завяжите карапузу глаза платочком. Поочерёдно давайте ему в руки различные предметы и интересуйтесь, какой они формы. Для следующего урока понадобится пластилин. Слепите треугольник и предложите малышу видоизменить его: превратить в цилиндр, затем в круг. Очень увлекательное занятие!

Материалы по теме: Вам также может быть интересно «Лучшие книги по воспитанию детей» на сайте samaya.ru

48%
Вверх-2down
52%