Гость, фото: детские рисунки
Опубликовано в журнале “Мама, это я!” №11/2012
21.01.13

Все мамы хранят детские рисунки. А знаете ли вы, что это один из ключиков к состоянию малыша? Конечно, «прочтение» детского рисунка – не универсальный способ понять то, что кроха не расскажет словами. Среди психологов бытуют разные мнения о тех или иных особенностях такого творчества.

Детские рисунки по возрасту

Овладение теми или иными навыками рисования говорит о развитии ребёнка.

  • Стадия каракулей. Период каляк-маляк длится примерно до двух лет. Малыш просто учится держать карандаш, управлять им: рисует детские рисунки-чёрточки, штрихи, линии, точки, загогулины. Изобразить какую-то фигуру кроха может лишь случайно, да и цвет не имеет значения. Для него важен именно факт того, что от движения руки на бумаге остаётся след. На этом этапе развития очень важно дать малышу «вырисоваться», почувствовать уверенность от умения работать с карандашом и бумагой. Поэтому на стадии каракулей не следует его учить рисунку, не нужно направлять его руку. В этот период не следует пугаться и того, что малыш закрашивает лицо у человечков, нарисованных для него взрослыми. Это не протест. Просто до двух лет у крохи ещё нет осознания себя как отдельного индивида. Единственное, что должно обеспокоить вас в этом возрасте – полное отсутствие интереса к то- му, чтобы оставить свой след на бумаге или на белом подоконнике.
  • Стадия образного мышления. С двух до трёх лет кроха уже начинает осознавать саму возможность отразить на бумаге окружающий его мир. Хотя рисует он по-прежнему каракули, но уже пытается объяснить, что же изображено: «Это я, а это мама, папа, кошка, машинка...» Скоро его рисунки приобретают более связанные с действительностью очертания. Этот этап детского рисунка ещё называют стадией «головоногих». Людей малыш рисует в виде круга – головы с прутиками ручек и ножек. Важно то, что на лице он уже рисует глаза, рот, нос. Изредка добавляет «головастику» уши. Это свидетельствует о том, что формирование его представлений о человеческом теле происходит своевременно и адекватно.
  • Широкая палитра. Ближе к трём годам важен и выбор цветов для рисунка, который уже происходит сознательно. О благополучном эмоциональном состоянии малыша свидетельствуют как тёплые (жёлтый, оранжевый, розовый), так и холодные (зелёный, синий, голубой) цвета. Когда детские рисунки содержат много ярко-красного, это может быть показателем внутреннего перенапряжения и даже агрессии. Делать такой вывод только на основании рисунка было бы невер- но. Возможно, малышу просто нравится яркий сочный цвет. Он и с жёлтым, и с оранжевым готов работать так же самозабвенно. А вот увлечение крохи насыщенным фиолетовым должно вас насторожить – оно с высокой достоверностью является признаком тревоги у малыша. Ребёнок тихий, не очень общительный? Пожалуй, он остановится на тёмных и бледных оттенках, включая серый и чёрный. Если кроха спокоен, это не слишком тревожный признак. Однако если чёрный цвет преобладает, в основном используются жирные линии, обратитесь к детскому психологу. Кроха живёт в состоянии страха, он подавлен.

Детские рисунки: так я живу

Обратите внимание на то, как малыш заполняет детские рисунки. Полностью, не оставляя даже просвета, или сосредоточивается исключительно в уголке? А может, посередине? Так карапуз изображает мир, в котором живёт. Если малыш главное изображение помещает в центре, это значит, что он чувствует себя в счастливой и защищённой Вселенной детства. Но когда детские рисунки крохи занимают только часть листа, всё, что карапуз изображает, мелкого размера и себя он располагает в углу, насторожитесь. Так рисуют дети с заниженной самооценкой, не справляющиеся с предъявляемыми требованиями, страдающие от критики. И бесполезно напоминать крохе, что надо использовать весь лист. Так проблема не решится. Ведь она не в рисунке, а в семье.

Материалы по теме: Вам также может быть интересно «Лучшие книги по воспитанию детей» на сайте samaya.ru

50%
Вверх1down
50%

Комментарии

AML

Ну, не знаю, мой старший сын долго рисовал темными цветами - черный, коричневый, темно-синий... Но при этом мальчик открытый, позитивный, очень контактный. Психолог в саду говорила, что любовь малышей к темному цвету сама по себе ни о чем не говорит, просто такие цвета дают яркий эффект на бумаге... Я склонна этому мнению верить, глядя на своего ребенка. В 3 он уже начал собирать самую разную и логичную палитру.