Уход за ребенком – это не только полноценное питание и полезные процедуры. Родители должны следить за тем, чтобы ничего не угрожало его безопасности.

Грудничок пока не разбирается в том, что для него опасно, а что нет. Он всецело зависит от мамы и папы, от их бдительности и осторожности. Конечно, любящие родители стараются ее проявлять, но…  Дело в том, что у взрослых людей, до того как они стали папами-мамами, сформировалось множество привычек, в том числе и таких, которые могут быть небезопасны для ребенка.

Например, мы часто не обращаем внимания, куда кладем спички или таблетки, как ставим кружку с горячим чаем… В общем, многое делаем машинально. А между тем, по свидетельству врачей-травматологов, малыши часто именно дома получают повреждения из-за необдуманных действий собственных родителей. Поэтому теперь ваша главная задача – быть особенно внимательными и замечать любую потенциальную опасность для ребенка.

Безопасность детей до года: на что обратить внимание

Для начала просто понаблюдайте за собой и друг за другом. И ответьте сами себе на вопрос, насколько аккуратно вы и домашние обращаетесь с бытовыми предметами.

  • А потом составьте список потенциальных «опасностей» для новорожденного:
  • нет ли среди комнатных цветов ядовитых растений;
  • всегда ли вы закрываете кран у газовой плиты;
  • играя с ребенком, подкидываете ли вы его над полом или над диваном (кроватью)
  • нет ли у вас привычки пить чай, держа на руках ребенка
  • во время пеленания не лежит ли он слишком близко к краю стола
  • не оставляете ли вы рядом с грудничком потенциально опасные предметы (иголки, бусинки и т.п.).

Список составлен? Приступайте к замене вредных, а значит и опасных привычек на полезные и безопасные. И не стесняйтесь делать друг другу замечания (конечно же, в доброжелательной форме, без упреков и назиданий), если кто-то из домочадцев забудется и потеряет бдительность.

Когда ребенку грозить опасность( розетки, окна, лекарства)

Пока ребенок лежит в кроватке, за ним присматривать гораздо легче, чем за непоседой, который уже научился ползать или тем более - ходить. Любопытство и инициатива, желание все освоить – это тот моторчик, который  заставляет проникать ребенка в самые невероятные места, от кухонной полки до мусорного ведра. Чтобы упростить себе жизнь, но при этом не лишать ребенка нормальной детской инициативы, в интересах его же «целости и сохранности» сделайте пространство дома максимально безопасным.

Для этого посмотрите на свое жилище в буквальном смысле глазами ребенка. А чтобы выбрать подходящий ракурс, просто сядьте на пол и оглядитесь вокруг.

На что надо обратить внимание:

  • надежно ли укрыты розетки и провода
  • не оставляете ли вы открытым окно, дверь на балкон в комнате, где находится кроха;
  • хорошо ли закреплены высокие предметы (не качается ли этажерка? не упадет ли торшер?)
  • легко ли ребенку достать то, что висит (шторы, занавеси), и оторвать это, если потянуть
  • хранится ли в недоступном для ребенка месте все, что можно попробовать на вкус (порошки, косметика и прочее)

Помните, что возможности непоседы расширяются с каждым месяцем! И то, что у него не получалось вчера, завтра он, вполне вероятно, сумеет одолеть.

Чтобы ребенок не упал с дивана

Стремление защищать своих детей у родителей в крови, оно существует на уровне инстинкта. Но иногда этот инстинкт заставляет взрослых слишком тщательно оберегать ребенка, не давая ему ни малейшего шанса самому научиться проявлять осторожность.

Например, вы усадили ребенка на диван, а он немного посидел, перевернулся, подполз к самому краю и свесился вниз - вот-вот упадет… Что сделает мама? Подхватит и возвратит на место. А если ребенок снова приползет на край? Он же не знает, что здесь опасно, что можно скатиться на пол и больно удариться. И этот опыт вы должны помочь ему приобрести.

Как ребенку узнать, что край дивана опасен? А вот так: когда он добрался да края, вы говорите: «Край, осторожно!» и …  «позволяете» ребенку упасть. Нет, не по-настоящему, но пусть чуть соскользнет вниз, пусть немного испугается!

В следующий раз в подобной ситуации ваши слова и ваша встревоженная интонация напомнят ему неприятные ощущения от своего «падения», и он поостережется подползать слишком близко к опасному месту. А чтобы урок пошел впрок – не сводите все к шутке. Если ребенок «почти упал», а вы его подхватываете, а потом тормошите и подкидываете – («Ух ты, как здорово!»), то не удивительно, что в следующий раз он захочет опять повторить этот фокус. А вот если вы будете вести себя в этой ситуации вполне серьезно – то малыш приобретет опыт осторожности.

Ребенка в 1 год надо не просто остановить, указывая на опасность, но и объяснять, как надо действовать (например, показывать, как правильно спускаться с того же дивана). То есть не совершать то или иное действие за него, а помогать разобраться, при этом надежно подстраховывая. Таким образом каждую потенциально опасную ситуацию вы превращаете не в запрет, а в полезный урок. В тот самый опыт, который ему впоследствии очень пригодится.

Приучать ребенка к безопасному поведению надо постепенно и постоянно. Только не торопите его! Все новое ребенок усваивает вдумчиво, в замедленном темпе. Главное - не мешайте ему действовать самостоятельно, только всегда подстраховывайте.

Пользуйтесь каждым подходящим случаем, чтобы преподать малышу полезный урок. Вот он побежал и упал… Не ругайте, не ахайте, а помогите понять и исправить ошибку («Знаешь, почему ты упал? Посмотри, ты споткнулся о машинку… Давай-ка ее уберем…»).

Из каждой ошибки и неудачи помогите ребенку извлечь полезный урок.

Например, ребенок полез в шкаф и прищемил дверцей пальчики. Расплакался, потом успокоился. Вот тогда-то и поговорите с ним о том, что произошло. Спросите: «Почему пальчикам больно? Потому что пальцы сюда нельзя совать. Знаешь, как надо закрывать эту дверцу? Правильно, беремся вот так…». Покажите ребенку, как правильно это делать, и он свой опыт перенесет на все остальные двери.

Безопасность ребенка : можно или нельзя

Чтобы ребенок не запутался в запретах и разрешениях, постарайтесь, чтобы запретных мест было как можно меньше. Пусть это не покажется вам странным, но чем меньше запретов, тем ребенок послушнее. Потому что он чувствует: все «табу» обоснованы и идут не от вашей вредности (или желания покомандовать), а от истинной заботы о нем. В зону максимальной опасности включите балкон, подоконник, плиту, кладовку, крутую лестницу. Причем ребенок должен знать, что это стопроцентный запрет, и здесь «нельзя» никогда не превращается в «можно».

Научить ребенка правильно действовать в потенциально опасном месте и привить ему навыки безопасности вам поможет веселая игра.

Возьмите мишку или другую мягкую игрушку. Сделайте лестницу и перила. В зависимости от размеров игрушки ее  можно сделать из спичечных коробков или из книжек, положив их друг на друга и немного сдвинув каждую. Перилами могут быть карандаши,  или бортики кукольной кроватки, или детали конструктора.

Скажите ребенку, что ваш мишка хочет пойти гулять, но не знает, как ему спускаться по лестнице. Он не умеет и просит, чтобы малыш его научил. Если у ребенка не получается – проведите по лесенке мишку сами. А потом вслед за вами сделает это и малыш. Затем медвежонок должен подняться правильно, и пусть малыш поможет ему, поясняя, как надо держаться за перила, не торопиться, как ставить на ступени лапки и т.д. Акцент подъема/спуска сделайте на тех моментах, в которых ошибается ваш ребенок.

Когда вы с крохой пойдете на прогулку, напомните ему, как он учил мишку. И проследите, чтобы он спускался и поднимался, соблюдая все правила безопасности. При этом не забывайте важное правило: когда малыш поднимается, вы должны идти на ступеньку ниже его, а когда спускается – надо стоять впереди, чтобы вовремя подхватить его, если он споткнется.

В игре  вы также можете проработать и другие ситуации: например, как вести себя в ванной комнате, почему нельзя одному выходить на балкон или сидеть на подоконнике, что такое огонь и чем он опасен и т.д.

Действуя таким образом, вы поможете ребенку приобретать полезные навыки, которые и станут залогом его безопасности.

56%
Вверх9down
44%