
Множество движений мы умели делать с рождения, что-то освоили в раннем детстве, а некоторым научились уже будучи взрослыми…
Конечно, для взрослого человека ходьба, бег, прыжки, приседания, умение произвольно сжать руку в кулак или, скажем, поймать брошенный предмет – пустяковое дело. На протяжении жизни у нас было достаточно времени, чтобы во всём этом потренироваться. А вот новорождённому ещё предстоит многому научиться. И мы можем ему в этом помочь…
Развиваем крупную моторику ребенка
Что же понимают под термином «моторика»? Говоря упрощённо, это последовательные движения, в результате которых можно выполнить конкретное задание (сесть, шагнуть, открыть крышку коробки и т.п.). И если мелкая моторика касается точных движений руки, способности манипулировать мелкими предметами, то крупная моторика подразумевает выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и т.п. При рождении нервная система малыша ещё несовершенна. Кроха умеет лишь беспорядочно двигать ручками и ножками, и даже не может сосредоточить взгляд на предмете.
Но уже через месяц-два малыш преображается: он начинает поворачивать голову на звук, улыбается, его движения становятся более осознанными. Проходит ещё немного времени – и вот кроха уже умеет держать головку, переворачиваться на животик, пытается ползать, пробует сесть… Все эти навыки развиваются в определённой последовательности и неразрывно связаны с совершенствованием нервной системы и мозга малыша. И если мы будем уделять должное внимание физическому развитию ребенка до года, это будет не только укреплять его тело, а и развивать интеллект!
Для тренировки крупной моторики очень полезны «малышовые» массаж и гимнастика.
Массаж для ребенка: с играми и потешками
Рассказывайте потешки весело, эмоционально, ритмично, а поглаживания выполняйте нежно. Сначала поиграем с ручками малыша. Погладьте сначала одну маленькую ручку, потом вторую, приговаривая:
Здесь вода холодная,
(гладим ладошку)
Здесь водица тёплая,
(гладим ручку до локтя)
Здесь вода горячая,
(гладим от локтя до плеча)
А здесь – кипяток-щекоток,
Кипяток-щекоток!
(легонько щекочем подмышки
и шейку малыша)
(русская народная потешка)
А теперь помассируем ножки: сначала ножку погладим, потом слегка пощиплем, а в конце потешки схватим малыша за пальчики на ноге – хвать!
– Ваня, Ванечка! Куда ходил?
– В лесочек!
– Что видал?
– Пенёчек!
– Под пенёчком что?
– Грибок!
Хвать – да в кузовок!
(русская народная потешка)
А теперь погладим животик. Массируем его по часовой стрелке, приговаривая:
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
(русская народная прибаутка)
Вместе с последней строчкой целуем карапузу животик и смеёмся вместе с ним.
Урок: поехали-поехали
Цель урока: Развитие координации движений, речи, эмоций.
Как только малыш научится уверенно держать спинку и сможет сидеть с поддержкой, можно приступать к играм на маминых или папиных коленках. Играйте весело, чтобы вызвать у крохи положительные эмоции и весёлый хохот!
- Усадите кроху к себе на колени.
- Рассказывайте ему ритмичную потешку и выполняйте разные движения, о которых идёт речь в стишке:
Поехали с орехами на бочке,
на бочке,
По ровной дорожке, по кочкам,
по кочкам.
По оврагам, по оврагам,
По ухабам, по ухабам,
На высо-о-окую горку,
В ямку бух! (народная потешка)
- Сначала слегка подбрасывайте кроху на коленях.
- Когда «едете» по оврагам, раскачивайте. Потом приподнимите его на руках «на высокую горку», а на последней фразе, придерживая, раздвиньте колени – пусть малыш «упадет» в ямку – «бух».
Юлия Каспарова