По сравнению с вашим ребенком Шерлок Холмс просто дилетант. Ведь младенец не пропускает ни одной детали. Для него даже самая обычная вещь – настоящая находка!

Представьте себе чашку чая: звук закипающего чайника, терпкий запах, насыщенный цвет, нежный вкус и тепло на ладонях. Картинка получилась объемной, ведь в ее создании участвовали все пять чувств. Вы непроизвольно соединяете образы, полученные с помощью различных рецепторов. У новорожденного каждое ощущение пока «живет» само по себе. Однако со временем ребенок станет комбинировать их. При этом будут формироваться логическое и абстрактное мышление, зрение, координация движений, слух, позже – речь. Существует много методик развития сенсорики, но самая универсальная и интересная – игра с родителями.

Ясное дело, вы не станете забивать детскую голову непонятными словами: квадрат, круг, прямоугольник. А вот в занятной форме научить ребенка различать предметы по форме, цвету, размеру довольно просто.

Новые ощущения

После рождения у ребенка появляются два новых источника информации: обоняние и зрение. Носик распознает легкие запахи. Глаза  привыкают к свету. Правда, зрительные образы пока еще расплывчаты. Поэтому для младенца мир состоит из звуков, запахов, тактильных и вкусовых ощущений. С их помощью малыш делает определенные выводы. Исследуя ротиком пальчики и игрушки, он понимает: не все предметы являются источником молока. Психологи утверждают, что это скачок в развитии.

К двум месяцам малютка видит четче. Сейчас его мозг связывает зрительные и чувственные образы. Плюс ко всему в игру вступают ручки. Сперва они весьма непослушны и контролировать их очень сложно.

В три месяца ребенок проявит все усердие и таки добьется того, чтобы сознательно управлять своими движениями.

Прикрепите к кроватке игрушки с разными фактурами, формами, «голосами». Они отлично развивают сенсорику. Благодаря им в 4 месяца ребенок соединит зрительные, тактильные и слуховые ощущения.

Сложные действия

Уже после пяти месяцев безусловные рефлексы становятся условными. Малыш начинает действовать осмысленно. Его сенсорное развитие переходит на новый уровень. Теперь все пять чувств соединяются для создания образа.

В 7-8 месяцев действия ребенка с предметами становятся сложнее. Он не просто хватает игрушку, а бросает ее, следит за движением, толкает, собирает вместе несколько предметов. Более того, начинает понимать, как получить желаемый результат. Сейчас твое участие в игре необходимо. Ведь крохе интересно копировать жесты и движения взрослых, подражать им. Для него это важная практика.

Отвинтить и открутить. Ваш ребенок ни на минутку не желает оставаться один в комнате? Увлеките его игрой. В пластиковую бутылку с широким горлышком сложи какие-то предметы. Подойдут и небольшие игрушки из шоколадных яиц (цельные, без мелких деталей!), и бытовые (безопасные!) предметы. Плотно закрути крышку. Украсьте горлышко яркими лентами, завязанными на бантик. Сверху на бутылку можно наклеить яркие картинки. Закрепите их при помощи широкого скотча. Получилась весьма забавная погремушка. Позволь крохе разобраться с ее устройством. Уверяем, около 10 минут он будет занят. Сперва найдет, как открутить крышку. Затем попытается достать предметы, отвязать ленты, отклеить картинки. Правда, у вас прибавится работы: вряд ли ребенок согласится собрать все, что достал и разбросал вокруг.

Шалунишка не ограничится этой забавой. Он продолжит ее и около комода, открыв защелки на ящиках и вывернув наружу содержимое. Кухонным шкафчикам тоже не миновать ревизии.

Конечно, вы можете приобрести заглушки или закрепить ящики веревкой, скотчем. На какое-то время вы защитите их от ловких ручек взломщика. Но не пройдет и двух недель, как детский ум решит сложную задачу и вскроет сейф.

История одной башни. Скорее всего вы уже заметили: ребенку важно понять суть вещей. Дашь ему машинку – он снимет с нее зубками шины, разберет на несколько частей. Предложишь мягкого медвежонка – попробует выяснить, что у игрушки внутри.

В 10-11 месяцев дети вовсю пытаются разгадать тайну строений. Вы возводите башенку из кубиков, а ребенок ломает ее: то с размаху, то бросая еще один кубик, то аккуратно вынимая самый нижний. Не обижайтесь. И воздержитесь от желания сказать: «Не буду больше строить!» Если бы вы знали, какие мыслительные процессы запускаете в маленькой головке, то возводила бы замки один за одним. Но все хорошо в меру.

Разрешайте ломать, крушить, разбирать на части. Покажите, что одни вещи можно исправить и придать им первоначальный вид, а другим, увы, ничем помочь нельзя. Учтите, такие выводы расстраивают. Кого-то не очень, а кто-то безутешно плачет над любимым паровозиком или куклой. Пожалейте ребенка и ни в коем случае не вините его. Он сам сделает выводы.

Довольно скоро настанет другой период, и кроха начнет самостоятельно строить высоченные башни, возводить замки. Тогда вы расскажете ему о том, что нужно для устойчивости: крепкий широкий фундамент, надежная опора,  крупные бруски-кубики. Приготовьтесь услышать в свой адрес критику: мол, вы запамятовали об окнах, двери и крыше. Малыш ни о чем не забыл.

Важные выводы

Позвольте ребенку действовать самостоятельно. Не одергивайте и не поправляйте его. Известный педагог Мария Монтессори доказала, что ребенок многому учится сам, ничего не пропускает и обращает внимание на каждую мелочь. К двум месяцам он среди множества запахов выделяет мамин и реагирует на него. К четырем способен повторять действия, вызвавшие у него положительные эмоции, например, потарахтеть погремушкой. В шесть - малыш активно исследует предметы, сделанные из различных материалов: дерева, резины, ткани, пластмассы. К восьми месяцам он отличает вертикальное и горизонтальное положение игрушек и находит их по «имени». В десять месяцев прослеживает связь между названием действия и его исполнением. А к году ребенок, руководствуясь вашим описанием, готов отыскать среди игрушек ту, о которой идет речь.  Поэтому пространство вокруг крохи не должно быть «стерильным». Комната с голыми стенами не даст ему нужной информации об окружающем мире. Обучая ребенка, обратите внимание на его темперамент. Он становится виден в первые месяцы жизни малыша. Флегматика нельзя тропить во время игры. А маленького холерика, наоборот, желательно загрузить информацией.

Занятие «То катится, то нет»

Цель: познакомить с новым понятием

Задача: продемонстрировать, что катиться, а что нет.

Для урока вам понадобится арка. Постройте ее вместе с ребенком из конструктора или используйте игровой коврик с дугами. Приготовь также две фигуры: шарик и кубик.

Ход занятия:

  • Дайте ребенку рассмотреть конструкцию. Пусть исследует пространство под дугами, проползет в арке.
  • толкните мяч, чтобы он прокатился под дугами и оказался у крохи.
  • повторите тоже самое с кубиком. Ребенок поймет: не каждый предмет может катится.
  • пусть попробует сам толкнуть мяч и кубик.

Материалы по теме: Вам также может быть интересно «Лучшие книги по воспитанию детей» на сайте samaya.ru

48%
Вверх-2down
52%