Каждый малыш по своей природе – мечтатель и выдумщик. Он придумывает воображаемых друзей, необычные приключения и сказочные страны, в которых обитают невиданные существа, живут волшебники и чародеи. «К чему эти глупые фантазии?» – скажут многие взрослые.

И будут не правы! Значение воображения в психическом развитии детей очень велико. Оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности, совершенствует речь ребёнка и творческое мышление.

Набираемся опыта

Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Основой воображения всегда являются образы. Они опираются на информацию, заложенную в памяти, несмотря на то, что существенно отличаются от неё и часто не похожи на реальность. С одной стороны, если сравнивать роль воображения в детском и зрелом возрасте, то, несомненно, в жизни ребёнка воображение проявляется намного чаще и вторгается в реальность гораздо легче, чем у взрослого. Именно поэтому некоторые мамы считают, что воображение у детей прекрасно развивается без участия взрослых. Но с другой стороны, у малышей ещё мало знаний и опыта, поэтому исходный материал, из которого они создают фантазии, гораздо беднее, чем у взрослых, также менее разнообразны и комбинации создаваемых образов.

С чего начать?

Чаще читайте малышу книги – это могут быть рассказы, стихи, сказки. Смотрите вместе с ним мультфильмы. Только потом не забывайте поговорить с малышом о прочитанном и увиденном. Побуждайте его пересказывать содержание историй и фильмов другу, бабушке или любимой игрушке. Да, да, не удивляйтесь – в сознании ребёнка плюшевый мишка и пушистый зайчик его прекрасно слышат и всё понимают. На прогулке старайтесь находить предметы, которые на что-то похожи. Например, пень может напоминать вам старичка-лешего, молодое деревце – сказочную танцующую принцессу, снежный сугроб – спящего животного. Предлагайте крохе подбирать или придумывать синонимы к разным предметам и явлениям. Например, плывущее в небе облако может быть – каким? Правильно: лёгким, воздушным, невесомым. А солнышко – лучистым, светлым, ярким, ласковым. Гуляя где угодно – в парке, в лесу, в сквере, во дворе – вы обязательно встретите несколько выразительных и необычных предметов. Это может быть огромный камень, раскидистое дерево, причудливая тень… Вот вам и замечательный источник для начала сказки!

Совместное творчество

Многие детишки на мамину просьбу: «Расскажи сказку об этом удивительном предмете» – тут же сочинят целый ворох различных историй, придумают массу сюжетов. А другие малыши будут испытывать при этом большие трудности и не смогут проронить ни слова. И даже способны от этого сильно расстроиться. Что делать взрослым в этом случае? Не акцентируйте внимание малыша на его неудаче, вместо этого придумайте маленькую сказку (как образец) самостоятельно. Например такую: «Шли мы с доченькой по дороге и вдруг увидели огромный камень. Под ним уже сто лет жила принцесса-змейка. Её давным-давно заколдовала злая волшебница. Змейка ждала своего принца. Раз в год она выползала на вершину камня и смотрела на проходящих людей. Если человек её не боялся и заговаривал с ней, то она выполняла одно его желание. Однажды девочка подошла к камню, увидела принцессу-змейку, поздоровалась с ней и загадала желание. «Пусть колдовство исчезнет», – сказала она. И тут всё засверкало вокруг, злые чары пропали, и маленькая змейка превратилась в прекрасную принцессу и вернулась в своё сказочное королевство». Рассказав малышу свою сказку, побеседуйте с ним о сюжете. Задайте ему несколько вопросов по содержанию. Попросите ребёнка дополнить сказку. Пусть он придумает, почему заколдовали принцессу-змейку, какого принца она ждёт и почему он никак не приедет. В следующий раз, увидев на прогулке что-либо необычное, наводящими вопросами постарайтесь подвести малыша к сочинению сказки. Придумывать сюжет можно и по очереди. Например, два-три предложения сочиняете вы, а следующие два-три – ваш малыш. Дело обязательно пойдёт! Вы так увлечётесь, что даже и не заметите, как совместными усилиями создадите маленький волшебный рассказ.

Сам себе сказочник

Приёмы развития воображения у ребёнка разнообразны. Ценные рекомендации по развитию детского воображения даёт известный итальянский писатель Джанни Родари в книге «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывать истории». В частности, он предлагает развивать словесное творчество ребёнка через предъявление ему пары слов для придумывания историй, соседство которых покажется любому человеку необычным.

Например, Красная Шапочка – самолёт, Крокодил Гена – Северный полюс и т.д. Развивать у малышей творчество и фантазию можно и другими способами. В том числе побуждая ребёнка сочинять свои собственные сказки. Вряд ли нужно убеждать родителей в том, что такое самостоятельное детское творчество ценится больше всего. Ведь всем понятно, что это очень важный шаг в развитии маленького ребёнка. Передавая вам свои фантазии с помощью рассказов, малыш становится полноценным творцом, самым настоящим писателем! Только постарайтесь при этом не перебивать его. Ведь это его сюжет, его сказка, его творчество. Пусть речь малыша течёт, как маленький ручеёк: свободно и активно. Если вам кажется, что ему нужна подсказка или помощь, то пусть она будет ненавязчивой, тактичной.

Материалы по теме: Вам также может быть интересно «Лучшие книги по воспитанию детей» на сайте samaya.ru

52%
Вверх4down
48%