Чтобы хорошо освоить слова, сначала необходимо разобраться с разнообразными звуками.

Замечали, что свои первые слова  ребёнок словно пробует на вкус? Когда ребёнок начинает говорить, он как будто проверяет каждое новое сочетание звуков. Найдя новый способ «звучать», кроха ещё много раз повторяет его, он сосредоточен или, наоборот, очень весел. И тогда каждый новый звук превращается в тираду. Так появляются многоминутные первые слова  ребёнка: «Ма-ма-ма-ма-ма», «агх» и прочие языковые эксперименты маленьких непосед. Наблюдать за всем этим радостным гулением, лепетом и  первой попыткой ясно выразить свою мысль бывает очень занимательно и смешно. 

И если к собственному умилению добавить совсем капельку дисциплины, можно получить отличные развивающие занятия для малыша прямо не выходя из дома. Главное, начинать каждую подобную игру на фоне радостного настроения и повторять игры регулярно. То есть каждый или почти каждый день.   

Первые слова  ребёнка: давай поговорим?

Малышу совсем не обязательно уже уметь говорить, чтобы поддерживать с вами беседу. Достаточно того, чтобы он увидел неподдельный интерес к своей персоне и возможность «выговориться». Когда ребенок начинает говорить, займите удобное положение напротив крохи, так чтобы он мог вас видеть и при этом заниматься своими делами.

Например, вы можете находиться в той же комнате, где стоит детский манеж, при этом совсем не обязательно брать кроху на руки и отрывать от игрушек. Начинать диалог лучше всего с обращения по имени. Конечно же, ласкового: «Петенька, ау, ты где? Вот он, Петенька! Играет!» Теперь, когда внимание малыша сконцентрировано на вас (а это считанные мгновения), можно и поговорить. «Покажи свои игрушки. Ой, какие красивые! А это у тебя кто? Я тоже хочу играть с тобой. Давай посмотрим, что может делать твоя игрушка. Она может танцевать и петь. Давай споём песенку вместе?» – разговор можно уводить в разные русла, вплоть до того, что вы можете начать обсуждать весьма взрослые вещи: продукты на обед, погоду... Главное, побуждать кроху к ответам и самостоятельному рассказу про жизнь любимой игрушки.

Когда ребёнок начинает говорить: рычим и пищим, как зверята

У специалистов подобные игры с первыми словам ребёнка называются заковыристым словом «звукоподражание», а у нас просто игра в то, как говорят животные. И кроме очевидного веселья, есть у игры ещё один солидный плюс – она развивает красивую и складную речь. Заинтригованы?

Тогда давайте попробуем вместе поиграть по ролям. 

Вы – большое животное, например, мама-медведица, а малыш – медвежонок. Сначала мама-медведица рычит, а затем медвежонок повторяет за ней. И так по очереди вы сможете побывать и тигром, и рыбкой, и кошечкой. 

У каждого животного – свой «разговор», своё сочетание звуков, своя мимика. А это значит, что каждый новый звук  будет даваться крохе всё легче и интересней. Главное, побуждать малыша рассказывать любимым маме и папе о любимой игре, питомце, мультфильме, прогулке... Желание поделиться впечатлениями очень благотворно влияет на развитие речи. 

Первые слова  ребёнка: ветерок в листве

Дыхание – очень важная часть нашей речи. И говорим мы в буквальном смысле, как дышим. Чтобы помочь малышу развить лёгкие, научить глубоким вдохам и выдохам или, напротив, частому дыханию, которое очень пригодится ребёнку в освоении первых слов, давайте немного поиграем, представив себя деревьями. Встаньте ровно и поднимите руки – они ваши ветви и листочки. И вот дерево поднимается, а по нему пробегает лёгкий ветерок. Это тихий звук выдоха: «Шшш». Теперь ветерок усиливается и дерево качается под звуки мощного вдоха и выдоха: «Ууу». 

И конечно, от сильного ветра облетают листочки. Они отрываются и летят на землю один за другим с частым дыханием и звуком «Па-па-па».       

Урок. Лицевая гимнастика

Цель уро­ка: развитие речевых мышц. 

  • Пригласите малыша поиграть: «Давай сделаем зарядку для щёчек и ротика?»
  • Надувайте вместе щёчки и выпускайте воздух, похлопывая ладонями по щекам. 
  • Делайте жевательные движения, словно во время дегустации лакомства.
  • Покажите малышу, как вытянуть губы в трубочку, а затем растяните их в улыбке. 
  • Сделайте вращательные движения сомкнутыми губами.
  • Пощёлкайте язычком, как лошадка цокает копытами.
  • Часто-часто повторяйте широко открытым ртом: «Ля-ля-ля».                      

Марина Кожевникова

'